Серые вороны запоминают, как изготавливать орудия — новое исследование

Подход может быть применен для исследования когнитивных способностей как других видов животных, так и детей дошкольного возраста.
Shutterstock.com
Фото: Anna A. Smirnova et al./Animal Cognition, 2024

Международный коллектив ученых во главе с ведущим научным сотрудником биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Анной Смирновой изучил когнитивные способности серых ворон.

Исследование показало, что эти птицы способны изготавливать объекты в соответствии с представлением о цвете или размере. Результаты опубликованы в журнале Animal Cognition.

Известно, что новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) в естественных условиях обитания регулярно изготавливают и используют несколько типов орудий. При этом в разных популяциях этих птиц орудия обладают специфическими особенностями, которые передаются через поколения. Это обусловлено не только обучением, но и формированием у ворон представлений о том, как должно выглядеть орудие, а также способностью воспроизводить этот мысленный шаблон при его изготовлении. Позднее такую же способность обнаружили у какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), хотя, в отличие от новокаледонских ворон, эти птицы орудия в естественных условиях обитания регулярно не изготавливают. Серые вороны (Corvus cornix) в природе орудия регулярно не изготавливают, однако славятся умом.

Трех серых ворон вначале обучили помещать небольшие куски бумаги в щель в экране. За каждый помещенный в щель кусок они получали вкусную личинку мучного хрущака. На следующем этапе воронам дали лист бумаги формата А4. Все три вороны начали отрывать куски нужного размера и формы и помещать их в щель без дополнительного обучения.

Далее птиц обучили из четырех синих и четырех желтых кусков бумаги выбирать только синие. Вороны отрывали куски именно от синего листа.

«Таким образом, не только новокаледонские вороны и какаду Гоффина, но и серые вороны способны учитывать при изготовлении объектов некоторые характеристики. Это указывает на то, что оперировать представлениями при изготовлении объектов способны не только те птицы, у которых изготовление орудий входит в репертуар поведения, но и другие животные, обладающие высоким уровнем когнитивных способностей», — резюмирует Анна Смирнова.

Используемый в данном исследовании подход может быть применен для исследования когнитивных способностей как других видов животных, так и детей дошкольного возраста, отмечается в сообщении.