Мозг композитора «сочиняет» музыку после смерти благодаря ИИ

Проект вызывает множество философских и этических вопросов: можно ли считать такое настоящим творчеством без полноценного сознания?
Revivification

В Художественной галерее Западной Австралии звучит необычная симфония: ритмы, гудение и трели, создаваемые не оркестром, а крошечным фрагментом человеческого мозга. Этот «мини-мозг» выращен за 4 года в лаборатории из клеток легендарного американского композитора-авангардиста Элвина Люсьера, умершего в 2021 году, сообщает портал Guardian.

Проект под названием Revivification объединил художников и нейробиологов в попытке исследовать границы творчества, жизни и сознания. Ключевой элемент работы — церебральный органоид, микроскопическая структура, имитирующая функции человеческого мозга. Он создан из перепрограммированных стволовых клеток, полученных из крови Люсьера, которую он сдал незадолго до смерти.

Фото: Revivification
Работа состоит из 20 латунных пластин, подключенным к клеткам мозга, которые производят звук

Инсталляция одновременно и звуковая, и визуальная: она включает 20 крупных латунных пластин параболической формы, выгнутых от стен, словно антенны-спутники. За каждой пластиной скрываются звуковой преобразователь (аналог динамика) и механический молоточек, которые реагируют на нейронные сигналы, поступающие от мини-мозга. В результате пространство наполняется необычной звуковой атмосферой, похожую на музыку. 

Органоиды Люсьера разместили на тонкой сетке с 64 электродами, созданной немецким биоинженером. Эта система позволяет регистрировать сигналы от нейронов сразу из нескольких слоев, как это происходит в настоящем развивающемся мозге. Затем художник и инженер Мэтт Джинголд использовал открытую цифровую платформу, чтобы переводить нейронную активность в звуки. Благодаря этому искусственный мозг начал «исполнять» музыку в реальном времени, словно живой музыкант, реагирующий на происходящее.

Что делает проект уникальным?

Органоид не просто «играет» музыку. Система устроена так, что он воспринимает звук из окружающей среды — от голосов посетителей до собственных акустических откликов. Эти звуки преобразуются в электрические сигналы и снова поступают в органоид, создавая замкнутый цикл взаимодействия. Как подчеркивают авторы проекта, это открывает возможность наблюдать, как органоид обучается или изменяется со временем.

«Когда вы смотрите вниз на этот постамент, вы пересекаете порог… и видите что-то живое — но не таким, каким привыкли видеть жизнь», — говорит художник и соавтор проекта Натан Томпсон.

Фото: Revivification
Выращенный в лаборатории «мини-мозг» под стеклянным стендом

 

Сам Люсье еще при жизни экспериментировал с мозговыми волнами. В 1965 году он стал первым композитором, использовавшим ЭЭГ-сигналы в музыке, в работе Music for Solo Performer. Поэтому идея создания органоида как посмертного исполнителя оказалась для него логичным продолжением творчества.

«Мы были как студенты-художники, обучающиеся у профессора», — вспоминает Томпсон.
«Перед самой смертью он договорился, что будет играть вечно и дал согласие на этот эксперимент», — говорит Гай Бен-Ари, соавтора проекта

Проект вызывает множество философских и этических вопросов: можно ли считать такое сочинение настоящим творчеством и возможно ли искусство без полноценного сознания?

Авторы не дают прямых ответов — они лишь задают направление для дискуссии. Но исследователи подчеркивают, что собранные нейронные данные могут в будущем помочь в развитии как искусственного интеллекта, так и неврологии.