Биологи изучили птичье пение и провели параллели с музыкальной культурой человечества

Current Biology: на репертуар птичьих песен влияют возраст и миграция
Анализ 20 000 часов записей пения больших синиц в Оксфорде показал, как и почему меняется их репертуар.
Photodigitaal.nl/Shutterstock/FOTODOM

То, какие песни поют птицы, может — как и в случае с человеческой музыкой — зависеть от возраста, социальных взаимодействий и миграции, выяснили исследователи.

Далеко не все пернатые умеют петь, но среди тех, кто это делает, особи, группы и популяции могут создавать разные коллекции мелодий — подобно разным музыкальным альбомам. Ученые Оксфордского университета выяснили, что на это влияет, и поделились выводами в журнале Current Biology.

«Думаю, это очень интересно, отчасти потому, что показывает общие элементы, которые формируют приобретенные навыки, [подобно тому, как это происходит] с человеческими языками и музыкой», — полагает ведущий автор исследования Нило Мерино Рекалде.

Впрочем, эти параллели имеют свои пределы, добавляет он: «Задачи и роль человеческой музыки и языка очень, очень отличаются от функции птичьего пения. Пение птиц используется для отпугивания соперников, защиты территорий, привлечения партнеров и тому подобного. И это тоже влияет на их трели».

Ученые использовали физическое отслеживание и искусственный интеллект для сопоставления записанных песен с конкретными самцами больших синиц, обитающих в лесу Уайтэм в Оксфорде. В общей сложности исследование охватило 20 000 часов аудиозаписей и более 100 000 песен, собранных за три года. В результате удалось определить, как текучка населения, миграция и возрастная структура влияют на репертуар.

Оказалось, в пределах группы птицы одного возраста, поют, как правило, схожий набор песен. Особи зрелого возраста предпочитают более старые песни, уже менее распространенные среди популяции в целом, — подобно пожилым людям, напевающим ретро-хиты.

Причина в том, что большие синицы учат свои песни в первый год жизни, объяснил Рекальде. Поэтому в районах с широким возрастным разнообразием птиц их репертуар больше.

Миграция также играет роль. Обнаружилось, что новички в группе перенимают местные песни, а не приносят новые. Рекальде связал это с преобладанием молодежи среди расселяющихся синиц, которая только учится петь.

«В ходе этого процесса происходит нечто интересное, чего мы до конца не понимаем: похоже, в итоге у них формируется немного больший репертуар», — добавил он.

Там, где птицы меньше склонны к перелетам, чаще звучат уникальные «домашние» мелодии — возможно, потому, что они менее подвержены влиянию песен, исполняемых в других местах. И наоборот, широкая миграция делает репертуар в разных районах похожим за счет распространения «модных шлягеров» по популяции.

Помимо представления о развитии птичьего пения, исследование открывает новые возможности для охраны природы. «[Оно] позволяет судить о популяциях, их статусе, структуре и благополучии на основе песен птиц, без необходимости их отлова», — заключил специалист.