В России разработали математический метод анализа очередей

Он пригодится при управлении потоками транспорта, людей и данных.
oneinchpunch/Shutterstock/FOTODOM

Ученые факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и ФИЦ «Информатика и управление» РАН разработали математический метод, позволяющий анализировать поведение очередей в системах массового обслуживания, где поступающие запросы имеют разные уровни приоритета. Это позволяет лучше проектировать устойчивые сервисные системы, минимизируя риски перегрузки. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Московского университета».

Приоритетные системы используются в банках, городском транспорте, логистике и информационных технологиях, где важно обслуживать критически важные задачи в первую очередь. Однако в условиях высокой нагрузки низкоприоритетные запросы могут скапливаться в очереди, что ведет к задержкам и перегрузке системы.

Авторы исследовали, как в таких системах изменяется длина очереди при приближении нагрузки к критической. В рамках работы рассмотрена математическая модель с тремя потоками запросов, различающимися по приоритету.

Исследование описывает поведение очереди в зависимости от таких параметров, как интенсивность поступающих заявок и среднее время обслуживания. Вычисленные формулы позволяют определить вероятность того, что запросы будут задерживаться дольше допустимого времени, а также спрогнозировать, как изменения в параметрах системы повлияют на ее работу.

В телекоммуникационных сетях модель поможет снизить задержки передачи данных, оптимизируя распределение нагрузки между различными типами трафика. В транспортных системах модели могут быть использованы для управления пассажиропотоками, предотвращая скопления в узловых точках.

«Исследование показывает, что даже небольшие изменения параметров системы могут значительно повлиять на очереди. Это особенно важно при проектировании систем, где критично учитывать влияние нагрузки на скорость работы», — подчеркнул Владимир Ушаков, профессор кафедры математической статистики факультета ВМК МГУ.