Раскрыта тайна загадочного доколумбового захоронения в Эквадоре

LatAmAntiq: мантеньо могли принести в жертву беременную ради плодородия
Древняя могила отличается от остальных захоронений жестокостью жертвоприношения и щедростью даров.
Xolodan/Shutterstock/FOTODOM

Археологи нашли возможное объяснение леденящей душу находке в уникальном захоронении Мантеньо — доколумбовой культуры VII—XVI века. Подробности исследования можно узнать в журнале Latin American Antiquity.

Захоронение, обнаруженное в Буэн-Сусесо в Вальдивии, Эквадор, содержит останки молодой женщины, беременной на момент смерти. Она была погребена между 771 и 953 годами н. э. в период Мантеньо.

Мантеньо — доколумбова цивилизация с развитыми сельским хозяйством и общественной архитектурой. Несмотря на схожие материальные и социополитические черты, ее принято делить на три группы с некоторыми региональными различиями: Мантеньо дель Норте, южные Гуанкавилька и Пунаэс с острова Пуна. Буэн-Сусесо находится на границе между Гуанкавилька и Мантеньо дель Норте.

«Буэн-Сусесо — это, прежде всего, памятник периода Вальдивия (3750—1475 годы до н. э.), образованный U-образным кольцом мусорных куч, расчищенной центральной площадью и невысоким курганом. Захоронение, обсуждаемое в статье, относится к более позднему периоду (771—953 годы н. э.) и связано с заселением долины мантеньо», — рассказывает антрополог Сара Юнгст из Университета Северной Каролины в Шарлотте.

Захоронение 10 содержало останки женщины 17—20 лет, ее нерожденного ребенка и фрагмент черепа, принадлежащий, вероятно, человеку 25—35 лет, и захороненный, судя по датировке, позже.

«Судя по развитию костей плода, женщина, вероятно, была на позднем сроке беременности, поэтому люди, скорее всего, знали о ее состоянии», — продолжает Юнгст.

Детальное изучение костей показало, что при жизни бедолага страдала поротическим гиперостозом глазниц и ямок черепа, гипоплазией зубной эмали и остеомиелитом; на останках обнаружены следы порезов и переломов, а также отсутствовали левая нога и кисти рук.

Фото: Kathryn Killacky in Juengst et al. / Cambridge University Press
Рисунок захоронения 10, сделанный во время раскопок, и схема, показывающая недостающие элементы (темно-серые) и нарушенные элементы (светло-серые)

Предполагается, что женщина была убита ударом по голове — неясно, преднамеренным или случайным. Примерно в момент смерти ее левая нога и кисти рук были удалены. Затем она была похоронена с различными дарами.

В могиле найдены различные артефакты, принадлежащие как культуре Мантеньо, так и Вальдивия, включая раковины арки (Anadara sp.), зеленый глиняный камень, фрагменты керамики, раковин спондилюса, обсидиановые лезвия, обожженное подношение, а также чакиры из спондилюса и продолговатые бусины.

Находки сравнили с другими захоронениями в Буэн-Сусесо — они оказались гораздо многочисленнее и включают уникальные артефакты: в захоронениях мантеньо больше не встречались чакиры, за исключением всего одного случая, маски из спондилюса и обсидиановые предметы.

Фото: Kathryn Killacky in Juengst et al. / Cambridge University Press
Артефакты, найденные на месте захоронения

Скорее всего, захоронение 10 связано с жертвоприношением или ритуальным погребением. Хотя такие случаи редки, некоторые испанские летописи упоминают практику человеческих жертвоприношений.

«Европейские летописцы на самом деле не упоминают удаление конечностей, но описывают ритуальное жертвоприношение людей. Итальянский исследователь Бенцони описывал практику человеческих жертвоприношений в прибрежном Эквадоре. По его мнению, это делалось для умиротворения богов или в качестве просьбы о милости к сверхъестественным силам (хотя европейские исследователи несколько печально известны тем, что плохо понимали то, что наблюдали)», — объясняет ученая.

Мотивом к жертвоприношению могли быть мольбы об урожае — зеленые камни попадались в захоронениях Вальдивия, связанных с плодородием и смертью. Дополнительно на это указывает беременность жертвы — хотя это обстоятельство надо интерпретировать с известной осторожностью, уверена Юнгст.

«Захоронения младенцев в особых местах распространены по всему западному региону Южной Америки и вдоль побережья Эквадора, но конкретные ритуалы, связанные с беременностью, не задокументированы. Керамика прибрежного Эквадора часто включает женские фигуры (так называемые фигурки Венеры Вальдивия), и иногда их интерпретируют как изображающие беременных, но неясно, какие ритуалы, связанные с беременностью, существовали», — заключила она.