Почти четверть старшеклассников не понимает прочитанного — новое исследование

Принято полагать, что современная молодежь совершенно не хочет читать. Насколько удручающая ситуация с чтением сложилась на самом деле, рассказала логопед и исследовательница в области трудностей в языке, чтении и письме с кафедры клинических исследований, медицинских вмешательств и технологий Каролинского института Анна Ева Халлин.
«К сожалению, спад, похоже, реален, — подтвердила она. — Международные оценки, такие как PISA*, которая измеряет понимание прочитанного, показывают, что оно снижается как в Швеции, так и в большинстве других стран ОЭСР. Согласно последней оценке PISA, 24% учащихся девятых классов в Швеции не достигли базового уровня понимания прочитанного».
По словам Халлин, в Швеции проблему усугубляет иммиграция.
«Больше всего страдают ученики с более низким социально-экономическим статусом и с родным языком, отличным от шведского. И мальчики, как правило, учатся хуже, чем девочки», — уточнила она.
Еще одним важным фактором снижения способности к чтению стало сокращение времени, которое дети и молодежь тратят на чтение. Это может быть отчасти объяснено возросшим использованием смартфонов и социальных сетей. Они предлагают быстрые и легкодоступные развлечения, которые конкурируют за внимание с длинным текстами — независимо от того, в книге они или в телефоне.
По результатам исследования, проведенного Университетом Даларны, в 2017 году половина учеников девятого класса не смогла осилить даже одной страницы непрерывного текста в течение учебного дня.
Вместе с тем, согласно отчету Шведского управления СМИ за 2023 год, снижение чтения среди 9–18-летних жителей страны, похоже, остановилось. Только 14% 17–18-летних читают книги или газеты каждый день.
Взрослые тоже стали меньше читать — в том числе благодаря широкому распространению аудиокниг, которые не столь полезны, как печатные.
«Когда вы читаете, текст находится перед вами, и вы можете остановиться, подумать, вернуться и прочитать снова. Чтение глазами, таким образом, имеет некоторые преимущества», — объяснила специалист.
Несмотря на мрачную статистику, настроена она оптимистично: по опросам, около половины детей и подростков сами понимают, что читают недостаточно.
«Будьте примером для подражания в чтении, читайте своим детям и вместе с ними. Каждый день», — призвала Анна Ева Халин.
*PISA (Programme for International Student Assessment) — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, который регулярно проводит Организация экономического сотрудничества и развития среди подростков 15 лет в разных странах мира.