Если вы думаете, что достичь креативности легко, то это не так: нейробиологи

Исследователи из Mass General Brigham в новом исследовании, опубликованном в JAMA Network Open , выяснили, что творчество связано не с одной областью мозга, а с целой нейронной сетью.
Анализируя данные 857 участников из 36 исследований МРТ, ученые выделили ключевые зоны мозга, активируемые при творческих задачах, и обнаружили, что повреждения мозга могут как снижать, так и повышать креативность. Команда сначала изучила данные функциональной МРТ (fMRI), анализируя, какие участки мозга активируются во время творческих процессов – например, при рисовании, написании текстов или создании музыки. Затем они сравнили эти данные с изменениями в креативности у людей с травмами головного мозга и нейродегенеративными заболеваниями.
Что важного выяснили:
- Различные творческие задачи активируют не одну область мозга, а целую нейронную сеть.
- Люди с повреждениями мозга, затрагивающими эту сеть, иногда демонстрируют повышенное творчество.
- Активность творческой сети негативно связана с передним отделом правой лобной доли, который отвечает за контроль и соблюдение правил.
Мозг во время творчества работает как Wi-Fi-сеть, в которой информация свободно переходит между разными «устройствами», пока нет жестких ограничений с вашей стороны или пока информации не будет слишком много.
Почему это важно?
Соавтор исследования Исаия Клетеник объясняет:
«Чтобы быть креативным, вам, возможно, придется отключить своего внутреннего критика, чтобы позволить себе найти новые направления и даже совершать ошибки».
Это подтверждает гипотезу, что для творчества важно уменьшение самоконтроля, что позволяет свободнее генерировать идеи.
Другой автор, Майкл Д. Фокс, отмечает:
«Многие сложные мозговые процессы, такие как творчество, не связаны с одной областью мозга, а регулируются целыми нейронными цепями».
Это объясняет, почему при некоторых заболеваниях креативность может неожиданно возрастать, а при других — снижаться.
Исследователи подчеркивают, что полученные результаты могут привести к разработке методов стимуляции мозга, направленных на повышение творческих способностей. Они также помогают понять, как изменения в мозге (даже патологические) могут в некоторых случаях улучшать функции, а не только ухудшать их.