Безналичный расчет влияет на суммы, которые мы тратим — новое исследование

Как лучше платить, чтобы не тянуть от зарплаты до зарплаты.
Shutterstock

Наличные деньги исправно служили нам на протяжении более чем 3000 лет, но сейчас наблюдается переход к электронным платежам, особенно в развитых странах. Согласно новому исследованию, безналичные платежи заставляют нас тратить больше, чем раньше. Ученые из Австралии провели метаанализ 71 ранее опубликованной научной статьи, изучая потребительские привычки людей в 17 разных странах, сообщает ScienceАlert. Научная статья вышла в Journal of Retailing.

Оказалось, что прикладывание телефона или карты к терминалу заставляет нас быть менее внимательными к своему бюджету по сравнению с тем, когда нам приходится извлекать купюры или монеты — возможно, потому, что нет физического представления о том, сколько денег тратится.

«Чтобы не тратить больше запланированного, мы рекомендуем потребителям носить с собой наличные вместо карточек, поскольку это действует как метод самоконтроля. При использовании наличных люди физически пересчитывают и передают банкноты и монеты, что делает процесс траты более заметным. В противном случае легко потерять счет, сколько потрачено», — говорит первый автор Лахлан Шомбургк.

Разница была особенно выше, если дело касалось расходов на «демонстративное потребление», то есть покупку предметов, которые сигнализируют о статусе – например, роскошной одежды и ювелирных украшений. Платежи при пожертвованиях или чаевых, были более или менее одинаковыми при оплате наличными и безналом. Уровень инфляции не повлиял на наличные и безналичные расходы.

Также обнаружено, что разница в тратах при наличном и безналичном расчетах со временем уменьшается. По мере того, как безналичные платежи становятся все более распространенными, они оказывают меньшее влияние на потребителей. Этот эффект привыкания, вероятно, будет усиливаться — мир движется к безналичному обществу.

«Переход кажется почти неизбежным. Исследование проливает свет на упускаемый из виду аспект: как методы оплаты влияют на наше покупательское поведение. Это понимание может помочь принимать более обоснованные решения о покупке», — говорит Шомбургк.